Георгий Аликошвили: «Мы нашли то, что дает рост прибыли»
20.11.2015
Гендиректор PONY EXPRESS – об интернет-покупках россиян, монополии на выдачу шенгенских виз и о том, когда «постучат снизу».
В 2015 году россияне получат из зарубежных интернет-магазинов 110-120 млн посылок. Интернет-торговля стала точкой роста для бизнеса и инструментом антикризисного выживания для потребителей. Но власти в России и в Евросоюзе недооценивают значимость логистики и визовых услуг, считает гендиректор группы компаний PONY EXPRESS Георгий Аликошвили.
— В названии компании заложено некоторое противоречие: пони, маленькая лошадка, она не может доставить груз быстро, как экспресс…
— У меня была коллега англичанка, она увлекалась конным поло. Рассказывала, что у нее 17 пони. Я спрашиваю: как же ты играешь в поло на пони, они же маленькие? Нет, что ты, говорит, это не те пони, это кони. Выносливых и быстрых лошадей, на которых играют в поло, в Англии и в Америке называют пони. Поэтому пони – не только маленькие лошадки. PONY EXPRESS – легендарная почтовая служба, которая появилась в Америке конца 19 века, когда еще не было железной дороги, соединившей позднее западное и восточное побережья страны. Дорогу построили, почтовые лошади стали историей, а бренд продолжает жить.
— А насчет экспресса поясните. Как быстро доставляете посылки?
— В классическом понимании – это overnight, на следующий день, за сутки. Если трактовать расширенно, экспресс – это оперативная доставка в ближайший возможный день.
— А в масштабах России это правило тоже работает?
— Работает, поскольку 90% отправлений доставляется в крупные города с помощью авиаперевозок. Мы одни из самых крупных в России покупателей квот у авиакомпаний. Перевозим экспресс-грузы в багажных отделениях коммерческих рейсов авиакомпаний.
— Если я, например, отправляю из Калининграда посылку во Владивосток…
— Туда груз поступит утром следующего дня, а уже к вечеру доберется до получателя.
— Сколько у вас отправлений в сутки?
— Около 40 тысяч. Ежедневно только через московский транспортный узел PONY EXPRESS перевозит более 100 тонн грузов. Причем 60% из этого – почтовые отправления весом менее 2 кг.
— Чем, собственно, PONY EXPRESS лучше конкурентов?
— Прежде всего – комплексным подходом и гибкостью в решении логистических задач наших клиентов. Еще недавно PONY EXPRESS была только компанией экспресс-доставки. Но в прошлом году мы существенно расширили спектр наших компетенций. Начали активное развитие складского бизнеса, грузоперевозок, разработали ряд отраслевых решений полного логистического аутсорсинга. А сделали мы это потому, что сегодня именно широкой компетенции требует рынок. Бизнесу больше не нужно, чтобы одна компания хранила груз на складе, другая организовывала грузоперевозки, третья – экспресс-доставку. Такая цепочка усложняет контроль за процессом и повышает его стоимость. Поэтому мы приняли решение сделать PONY EXPRESS универсальным логистическим оператором. Наша задача – максимально полно покрывать потребности клиентов в логистических услугах.
Если же говорить о конкуренции непосредственно в бизнесе экспресс-доставки, то тут преимущества понятны – в лидерах тот, кто максимально оперативно и за меньшие деньги доставит груз из точки А в точку Б. Благодаря развитой филиальной сети у нас очень хорошие цены и отличный показатель транзитного времени по всем ключевым направлениям, как по России, так и за рубеж. А по некоторым направлениям мы однозначно быстрее всех.
— Если вы доставляете быстрее других, значит, услуги у вас дороже?
— Далеко не всем нашим клиентам важно доставить быстро, часто приоритет – доставка вовремя, к определенному времени. А цены у нас весьма конкурентные. Широта регионального присутствия и качественная операционная платформа позволяют вести эффективную ценовую политику. Выгодно и клиентам, и нам.
— Сколько регионов охвачено вашими услугами?
— Все. И это не только областные центры. Во всех значимых населенных пунктах мы присутствуем. Это более 200 городов.
Региональная сеть PONY EXPRESS покрывает 95% населения России. Кроме того, наши клиенты – и в ближнем зарубежье. У нас есть присутствие в Украине, Белоруссии, Казахстане, там наши собственные компании. И есть агентская сеть. Это Закавказье, страны Средней Азии.
— Геополитические риски чувствуете?
— Нет. Мы занимаемся бизнесом, а не политикой. PONY EXPRESS – международная компания. У нас есть партнеры в разных странах. Среди них есть китайские, немецкие, швейцарские, английские, ближневосточные…
— И даже с Украиной нет проблем?
— Нет. И мы их не предвидим. Выход есть всегда, если захотеть его найти и много работать. Помните, была ситуация: Россия запретила полеты в Грузию. Ну, запретили. Что придумал авиаперевозчик? Самолет сначала летел по маршруту «Москва – Ереван», садился на 15 минут в Ереване. Из самолета никто не выходил. Потом он взлетал и летел рейсом «Ереван – Тбилиси». Людям все равно надо жить, ездить, летать, отправлять посылки, получать почту. А дурные политические телодвижения – они никому пользы не приносят.
— Раз уж мы заговорили о границе. Таможня участвовала в реализации дорожной карты Агентства стратегических инициатив и отрапортовала, что у них все процедуры прохождения грузов через границу упростились, стали прозрачными, бумажный документооборот уменьшился…
— Это они хорошо отрапортовали. На самом деле, это в основном касается отправлений категории В2В. Но есть еще очень большой и быстрорастущий сегмент трансграничной торговли В2С, и здесь, на наш взгляд, таможня является пока слабым звеном.
Идет так называемый эксперимент по упрощенному оформлению. Включены в него только избранные компании, и счет этому экспериментаторству идет уже на годы.
Станет ли этот процесс постоянной практикой для всех – остается только догадываться.
— А в чем проблема? Не мозги, а след от фуражки?
— Нет, мозги, я думаю, у всех нормальные. Видимо, просто нет мотивации сделать свою работу нормально, выйти из старых привычных рамок и начать жить цивилизованно.
— Вы упомянули Владивосток. Там будет открыта одна из территорий опережающего развития (ТОР). Вы как-то участвуете в этой госпрограмме?
— В госпрограммах мы не участвуем. Но мы работаем во Владивостоке, развиваем там бизнес, будем создавать в этом городе новый логистический терминал. Там есть прилегающая китайская провинция Цзилинь. Мы подписали контракт с одной из компаний этой провинции. Пока не могу озвучить всех подробностей, но будем возить, и именно через Владивосток. Хочу уточнить: мы, логисты, вторичны. Сервисная функция. Если в регионе развивается бизнес, появляется спрос на логистику. Но с чего появятся новые возможности для бизнеса, если ВВП страны падает?
У нас основной бизнес падает вместе с ВВП, все очень просто.
Клиенты меньше производят, меньше отправляют. Бизнес стагнирует сейчас у всех.
Пока экономика росла, все было прекрасно. Оказалось, очень много бизнесов умели работать только в условиях растущей экономики. Вы знаете, сколько компаний разорилось на этом? Брали любые деньги под любой процент. И ты понимал: сейчас я воткну палку – и она вырастет завтра в огромное денежное дерево. Неважны издержки, неважен четкий расчет. А когда рост остановился, все сели.
— А дно кризиса показалось или нет?
— Я думаю, в следующем году постучат снизу.
— Только в следующем?
— Или даже в 2017-м. Это затяжной прыжок вниз.
Пока бизнес не будет освобожден от административных барьеров, пока не будет структурных изменений в экономике страны, поводов для оптимизма нет.
С приложением указательного пальца
— Сколько вы вложили в визовый центр и как быстро он окупится?
— Вложили 40 млн рублей. Открыли в июле, в центре Москвы, на Курской, это флагманский визовый центр PONY EXPRESS. При этом сократили расходы на аренду неэффективных площадей. Поэтому все наши вложения окупятся быстро, максимум за полтора года. Визовый бизнес - очень перспективное направление.
Наш визовый центр стал первым в стране, полностью оборудованным для приема биометрических данных на шенгенские визы. Отпечатки пальцев снимаем на новейшем оборудовании за секунды буквально.
— Но народу немного у вас в визовом центре, я видел. Испугались россияне?
— Не в этом дело. Мы открывали центр так сказать «на вырост». Более 30 окон – рассчитывали и рассчитываем на увеличение количества стран, с которыми будем сотрудничать. Но не все так просто. МИДы стран Евросоюза выбирают себе визового провайдера с помощью тендеров. Обычная схема – одна страна Шенгена выбирает одного партнера для оформления виз. И проходят их тендеры, мягко говоря, не очень прозрачно. Зачастую даже информация о проведении тендера не публикуется в доступных источниках. Мы иногда просто случайно узнаем: там прошел тендер, кого-то в нем участвовать пригласили, критерии приглашений далеко не ясны. Почему так происходит? Остается только догадываться.
Но конечный потребитель – российский турист – в итоге сталкиваются с монопольной историей по предоставлению виз.
Есть глобальный игрок, индийский, который владеет 80% рынка визового сервиса в нашей стране. Всего же на визовом рынке в России четыре игрока, причем PONY EXPRESS – единственный российский. У нас самое широкое региональное покрытие. У нас 97 визовых центров от Калининграда до Южно-Сахалинска, 38 из них уже оснащены оборудованием для приема биометрии, до конца года их будет 60. И все работы, включая поддержку контактного центра, логистику – передачу паспортов в консульства, доставку заявителю – мы единственные делаем сами, не привлекая аутсорсинг.
— Это влияет на стоимость визы?
— Еще как влияет! Наша цена однозначно лучше, чем у конкурентов, ведь издержки и себестоимость гораздо ниже. Выход из этой ситуации есть, и мы верим, что руководство Евросоюза все-таки его увидит. Ведь помимо нас этот выход видят и лоббируют туроператоры.
Если все визовые центры, соответствующие условиям оснащенности и безопасности, получат возможность принимать документы на оформление виз всех стран ЕС, никто не останется проигравшим.
Необходимо убрать монополию и обеспечить рынку визового сервиса развитие в условиях нормальной добросовестной конкуренции. Это увеличит доступ граждан и туристических компаний к визовому сервису, расширит географию и снизит цены. Человек, который сейчас должен проехать тысячу километров, чтобы сдать документы и отпечатки пальцев, сможет сделать это в своем городе, заплатив меньше. Это важно и выгодно, в том числе, и для европейских стран и туристических операторов, ведь они всеми силами хотят сохранить турпоток из нашей страны.
Свежий пример: крупнейший греческий туроператор «Музенидис Тревел» прислал нам недавно официальное письмо с просьбой начать прием документов на визы в Грецию. Мы бы с удовольствием, мощности позволяют. Но вот незадача: оказывается, МИД Греции только что завершил тендер, и его выиграл совсем другой поставщик услуг с узкой географией. Туроператоров это не устраивает. Мы донесли свое предложение об изменении схемы «одна страна – один визовый провайдер» на мультиоператорскую схему до МИДов всех стран ЕС. Более того, с тем же предложением вышла к ним и ассоциация туроператоров России (АТОР). Пока ждем результатов.
— А помощь от государства вам нужна?
— Было бы неплохо, если бы государственные службы посмотрели на ситуацию с визами как на причину отсутствия конкуренции в отрасли.
Безусловно, очень ждем нормализации в таможенном вопросе. Кроме того, хотелось бы, чтобы почтовая лицензия, которой мы владеем и за которую компания платит, начала все-таки давать нам хоть какие-то преференции: езда по выделенным полосам, бесплатные стоянки для разгрузки и погрузки почтовых машин, особенно в центре Москвы.
Пока наличие почтовой лицензии – просто факт. Второй год обещают внести необходимые поправки в закон о почтовой связи. Нам нужен доступ к почтовому обмену – это упрощенный порядок растаможивания почтовых отправлений. Но пока сдвигов нет.
Источник
0 коммент.:
Отправить комментарий